+7 (831) 422-22-24

Если Вы не смогли дозвониться, заполните заявку на обратный звонок и наши специалисты с Вами свяжутся

Обновить
09 сентября 2014

"Свой вклад в общее дело"

В конце 2013 года вступил в силу закон Нижегородской области, призванный регламентировать проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Возможно, это один из самых обсуждаемых документов за последнее время, который вызвал массу вопросов. Мы обратились к и.о. министра жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области Валерию Ульянову, чтобы из первых уст узнать о том, как сегодня идет подготовка к реализации этой масштабной программы.

Свой вклад в общее дело

 

Валерий Васильевич, что способствовало разработке закона «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области»?

Конечно, острая потребность в существовании подобного нормативного документа. Начнем с того, что в 2008 году вступил в силу 185‑й Федеральный закон, впервые регламентировавший реализацию программы капитального ремонта многоквартирных домов. Именно тогда всерьез подошли к решению этой острой проблемы. Начало было достаточно скромное: в то время в этой программе участвовало три муниципальных образования. Сегодня в программу 2014 года, которую мы планируем реализовывать, вошли уже 42 муниципальных образования. В конце 2013 года Государственной Думой было принято решение о внесении изменений в федеральный закон — Жилищный кодекс, где уже было законодательно прописано, что собственники жилья должны нести бремя по капитальному ремонту своей собственности. Именно тогда была разработана схема, по которой предлагалось решать эту задачу, и одним из ключевых аспектов этой схемы и стало создание регионального оператора, который взял бы на себя все функции, определяющие работоспособность данной системы. Из этих требований, по сути, и сформировался закон Нижегородской области.

Закон вступил в силу. Что уже сделано в текущем году в плане подготовки к его реализации?

Был выбран региональный оператор — Фонд капитального ремонта, была установлена минимальная плата за 1 квадратный метр жилья — сегодня она составляет 6 рублей 30 копеек. Это величина, которая соответствует федеральному стандарту по капитальному ремонту. Если сравнить с другими регионами, она примерно соответствует уровню федерального стандарта. В последующие годы минимальный размер взноса планируется устанавливать ежегодно в срок до 1 октября года, предшествующего очередному году реализации государственной программы Нижегородской области по капительному ремонту.

Также в начале текущего года был создан попечительский совет фонда — своего рода контрольный орган, который состоит из представителей правительства Нижегородской области, из делегированных депутатов Законодательного собрания, Общественной палаты, организаций жилищно-коммунального комплекса, Нижегородской ассоциации ТСЖ.

На сегодняшний день мы вместе с муниципальными образованиями сформировали 30‑летнюю государственную программу проведения капитального ремонта. На сегодняшний день одной из ключевых задач является принятие решения собственниками жилых помещений о способе формирования фонда капитального ремонта своего дома.

Законом предусмотрены два основных способа. Первый предполагает накопление взносов на капитальный ремонт на специальном счете одного многоквартирного дома. Второй предусматривает перечисление собственниками помещений взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора — это централизованная система капитального ремонта, так называемый «котловой» способ.

За счет каких средств будут формироваться фонды капитального ремонта?

Фонд образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанностей по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете.

Возможно, также предоставление мер государственной и муниципальной поддержки при формировании фонда капитального ремонта. В законе четко не прописан объем участия федеральных, региональных, муниципальных и иных средств, но сама возможность субсидирования обозначена. Безусловно, софинансирование — это ускорение программы. На данный момент мы рассчитывали программу исходя из 100% платежей собственников жилья.

Примерно с 1 февраля 2015 года будет выставлена первая платежка по начислению затрат по капитальному ремонту. Пока эти начисления не проводятся. Первые ремонтные работы в рамках программы начнутся уже в этом году. На сегодняшний день накопился значительный «недоремонт» жилищного фонда региона, и эта проблема требует решений

Как вы оцениваете реакцию жителей области и Нижнего Новгорода на принятие данного нормативного документа?

Значительное бремя ответственности в нашей стране за состояние большинства многоквартирных домов несло государство — оно было собственником. Темпы капитального ремонта, проводимого государством, были невысоки, накопился значительный «недоремонт» жилищного фонда. Со временем собственниками квартир в домах стали граждане. И вместе с правами они обрели обязанности. Решение о проведении капитального ремонта принималось на добровольной основе на общем собрании собственников помещений в доме, и величина размера платы за капитальный ремонт, как правило, была невелика. Такая норма Жилищного кодекса РФ не позволяла полноценно восстанавливать эксплуатационные характеристики многоквартирных домов. Возникло понимание, что при сохранении существующих объемов капитального ремонта в ближайшие годы большинство жилищного фонда придет в состояние, непригодное для проживания людей. В настоящее время в законодательство внесены изменения, которые направлены на создание устойчивых механизмов финансирования расходов, связанных с проведением капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Для указанных целей в состав платы собственников за жилое помещение и коммунальные услуги включается обязательный ежемесячный взнос на капитальный ремонт.

Поэтому, с одной стороны, есть понимание, что увеличение финансовой нагрузки вызовет обеспокоенность граждан. С другой стороны, необходимо осознавать, что эти меры направлены на обеспечение сохранности жилищного фонда, создание благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

С какими сложностями может быть сопряжена реализация данного закона?

Именно сейчас собственники помещений в многоквартирном доме должны выбрать способ формирования фонда капитального ремонта. В зависимости от того, какую модель формирования фонда ремонта жители выберут на общем собрании, зависит, кто выбирает подрядчика и заказывает работы и услуги по капитальному ремонту многоквартирных домов, кто контролирует качество и финансирует выполнение работ.

Перед органами местного самоуправления поставлена задача провести активную информационно-разъяснительную работу с собственниками, формирующую осознанное участие населения в решении вопросов реформирования отрасли. Поэтому реализация норм законодательства будет зависеть от совместных усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения.

Источник: Журнал «Столица Нижний»

http://stolitsanmag.ru/?id=14891&query_id=3740

Беседовала Мария Медвидь