Если Вы не смогли дозвониться, заполните заявку на обратный звонок и наши специалисты с Вами свяжутся
СМИ о нас 01 июля 2015 Сергей Протасов: «Половина нижегородцев осознала необходимость платы за капремонт»
http://www.ifregion.ru/society/opinion/66137
Сергей Протасов: «Половина нижегородцев осознала необходимость платы за капремонт»
Директор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Нижегородской области ответил на вопросы корреспондента «ИФ-Регион».
– Сергей Борисович, как нижегородцы отнеслись к новой системе сбора и расходов средств на капремонт многоквартирных домов, если оценивать по собираемости платежей?
– Можно сказать, что показатели Нижегородской области лучше среднероссийских. Напомню, что все регионы России в разные периоды стартовали с новой системой капитального ремонта. Нижегородская область позднее, чем большинство из них. Примерно половина регионов впервые выставили платежные документы в прошлом году. Но в Нижегородской области было принято решение предоставить максимальный срок собственникам жилых и нежилых помещений для того, чтобы определиться со способом накопления средств на капитальный ремонт. В Жилищном кодексе Российской Федерации был установлен период от 2 до 6 месяцев…
– Как отсрочка смертной казни, извините…
– Вопрос немножко в другом. Практика показала, что если бы мы воспользовались минимальным сроком, то небольшое количество жителей смог ли бы выбрать самостоятельно способ накопления. Согласно Жилищному кодексу, 40 дней – это минимальный срок для того, чтобы провести законное, легитимное решение общего собрания. Если дать 2 месяца, то фактически сразу же после опубликования региональной программы в начале мая 2014 года люди должны были до конца июня проголосовать. Иначе все оказались бы на счетах регионального оператора. Поэтому и статистика специальных счетов в Нижегородской области достаточно показательная: у нас даже немного выше среднего по России, если смотреть по квадратным метрам жилья.
– Но все равно очень мало.
– Низкий процент самоуправления будет, пока граждане не осознают, что это они управляют своим имуществом. Активность такого населения в среднем в Российской Федерации 10%. У нас больше 10% выбрали специальные счета. Это говорит о том, что, во-первых, региональные власти больше возможности для граждан предоставили. Во-вторых, – что активность нижегородцев выше средних показателей. 24 тысячи 333 многоквартирных дома включены в региональную программу Нижегородской области. Из них 417 домов на первом этапе выбрали владельцем спецсчета регионального оператора. И 1326 домов – владельцем спецсчета ТСЖ. Итого 1743 многоквартирных домов выбрали спецсчета как способ накопления.
– По-моему, это меньше 10%...
– Это если смотреть количественное выражение. Но надо учитывать, что спецсчета выбирали жители высотных многоквартирных домов в крупных городах. По площадям помещений получилось больше 13,9 % спецсчетов у ТСЖ и 3,4 % спецсчетов у регионального оператора. Итого более 17%.
– Мне кажется, это лукавство – так считать.
– Никакое не лукавство. В восьмиквартирном двухэтажном доме проживает 8 собственников. А в трехсотквартирном – 300! Но это тоже один объект капитального ремонта. Стоимость абсолютно разная. И накопления абсолютно разные. Восьмиквартирный дом будет 30 лет накапливать миллион рублей, а дом, в котором 10-15 тысяч квадратных метров жилья, накопит миллион за один год. Но у него и затраты больше. Фонд формируют квадратные метры.
– Так все-таки сколько собираемость за капремонт?
– В первый месяц у нас собираемость была 40%. На сегодняшний день собираемость подошла к 50%. Многие регионы стартовали с 10%.
– То есть половина нижегородцев не платит за капитальный ремонт.
– Можно сказать, что половина нижегородцев осознала обязанность платы за капремонт и платит за него.
– Стакан наполовину полон или наполовину пуст…
– Любой обязательный платеж, какой бы он ни был, всегда не сразу будет восприниматься населением. Должно пройти какое-то время. Кто-то телевизор не смотрит, прессу не читает, им не интересно ЖКХ, а махинаций достаточно много. В июне мы выставили сальдовую квитанцию, которая должна подтолкнуть граждан к осознанию, что плата за капремонт обязательна. Прежде мы выставляли квитанции без указания задолженности. Практика регионов показала, что указание задолженности достаточно эффективно влияет на увеличение собираемости платежей. Конечно же, задача регионального правительства и министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации – в течение года привести собираемость платежей за капремонт к уровню собираемости за жилищно-коммунальные услуги: то есть к 90-95%.
– Я думаю, что трагедия на Витебской, когда на женщину обрушилась штукатурка с фасада многоквартирного дома, сыграет не на пользу собираемости платежей за капремонт.
– Трагедий у нас очень много, и мы говорим о том, что они как раз напрямую связаны с тем, что 20 с лишним лет капитальным ремонтом многоквартирных домов никто не занимался. Потому что в силу законодательства этот вопрос был строго отнесен к самоуправлению: капремонт проводился только по желанию собственников и только на ту величину средств, за которую они проголосуют на общем собрании, предварительно накопив эти средства на счете управляющей компании. Как правило, капремонт выполнялся только в том доме, где либо случалась трагедия, либо происходила какая-то авария.
– Либо жильцы были активны…
– Активность населения – это важнейший фактор. В среднем по России (и Нижегородская область не сильно отличается) 10% активного населения, которые смогли создать ТСЖ и с переменным успехом или с успехом управляют им. Вот вам прямой показатель. В том числе сознания того, что жильцы управляют не только своей квартирой, но и общедомовым имуществом. А на Западе 90% граждан осознают, что, приобретая жилье в многоквартирном доме, они покупают еще и крышу, и фасад, и лестничные клетки… Мы к этому идем, и осознание необходимости платы за капитальный ремонт в какой-то степени должно повысить грамотность российского населения в этой сфере.
– Как ведут себя муниципалитеты как собственники жилья?
– Практики пока нет, потому что шло уточнение перечня помещений, находящихся в муниципальной собственности. До июня мы оформляли договорные отношения. Хотел бы обратить внимание, что зачастую муниципалитеты – это не районы, а поселения, которых у нас в области более 400. Счета муниципалитетам были выставлены только что. Сразу могу сказать, что просрочка платежей со стороны органов местного самоуправления прощаться не будет. Жилищным кодексом предусмотрены пени – они ровно такие, какие начисляются за несвоевременную оплату ЖКУ.
– Назовите, пожалуйста, в каких муниципалитетах наиболее и наименее благополучная картина по собираемости средств на капремонт.
– Начну с базисных моментов. В соответствии с законом Нижегородской области, фонд капитального ремонта даже на счетах регионального оператора ограничен чертой муниципальных образований – муниципальных районов и городских округов. То есть средства, накопленные, например, в Нижнем Новгороде даже на возвратной основе не могут быть использованы на капитальный ремонт многоквартирных домов других муниципалитетов. Соответственно, чем хуже собираемость в них, тем хуже (или медленнее) будет реализовываться программа капитального ремонта. При среднем в регионе уровне собираемости в размере порядка 45-50% у нас есть муниципалитеты, где собираемость уже 80%. И есть районы, где очень низкий уровень – 10-20%. Наверное, не стоит их называть, потому что в большинстве случаев это не связано с нежеланием граждан исполнять свои обязательства, а связано с несовершенством системы оплаты ЖКУ. Жители, может быть, даже хотят заплатить, но не имеют такой возможности. В 5 муниципальных районах, относящихся к малонаселенным, оплата за ЖКУ до настоящего времени осуществляется через кассы домоуправляющих компаний. То есть не через автоматизированную систему сбора платежей Сбербанка или Почты России, а через банальный прием наличных средств напрямую в кассы ДУКов. Это тоже не инициатива домоуправляющих компаний, это неизбежность при отсутствии необходимой инфраструктуры.
Еще один момент: понятно, что прием платежей через Почту России или Сбербанк не безвозмездный. За это взимается комиссия. Порой у ДУКов отсутствуют финансовые средства на комиссионные расходы, что вынуждает их принимать деньги через свои кассы. А за капитальный ремонт принимать плату таким же образом не позволяет закон. Надо еще поработать над развитием инфраструктуры. Но вопрос очень острый, поскольку в отдаленных районах с низкой плотностью населения внедрять автоматизированную систему оплаты невыгодно.
Но есть и другой вопрос, который я бы здесь выделил. Это вопрос выставления платежных документов. Закон дает 2 варианта. Первый – указывать плату за капремонт в едином счете за ЖКУ. Это наиболее оптимальная форма, поскольку она обеспечивает максимальный уровень собираемости. Кроме того, в совокупном платеже плательщик видит всю динамику расходов и экономию. Но эта форма не всегда может быть применена, потому что инициатором выставления счета в первую очередь является лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, а во вторую очередь ресурсоснабжающая организация. Третий участник теперь – фонд капитального ремонта. Все трое как бы заинтересованы в наличии единого платежного документа, потому что это еще и экономичный вариант. Но, к сожалению, сделать это не всегда получается, потому что управляющие компании имеют свои интересы и понимание этого процесса. Возьмем, к примеру, небольшое ТСЖ. Платежку делает бухгалтер, распечатывает ее на принтере, самостоятельно разнося по ящикам. Для ТСЖ это дешевле. И есть крупнейшие домоуправляющие компании, которые, понятно, никогда не смогут так сделать. Поэтому они используют услуги других компаний, за счет типографий и программных продуктов удешевляя этот процесс. В каждом случае есть своя экономика. Сегодня почти 90% домов Нижегородской области мы покрываем взносами на капремонт в составе единого платежного документа. Платеж на капремонт указан отдельной строкой. К сожалению, не все управляющие компании согласились на этот вариант и по каким-то причинам до сих пор продолжают саботировать вопрос начисления взносов на капремонт, отказывая нам во включении этой строчки в единый платежный документ. Заставить их нельзя. В этих случаях мы выставляем собственникам жилья отдельную платежку, неся увеличенные расходы. Это первый минус. А второй – жители не всегда уделяют ей внимание, находя в почтовом ящике. Нередко вместе с рекламным почтовым спамом она отправляется в мусорное ведро непрочитанной. – С чем еще связан этот саботаж управляющих компаний, кроме того что, по их мнению, единая платежка ухудшает собираемость платежей за ЖКУ? – Не всегда это саботаж, иногда отсутствие технологических возможностей войти с нами в информационный обмен. Фонд капитального ремонта – компания государственная, прозрачная, публичная, и мы работаем четко по тем принципам, которые установлены законодательно (защита персональных данных, электронный документооборот и так далее). Ряд управляющих компаний пользуются услугами расчетных центров, которые сегодня работают без защиты персональных данных. Как следствие, обменяться информацией мы не можем. Кроме того, мы работаем на разных программных продуктах, поэтому требуются дополнительные расходы на обеспечение их совместимости.
Ну и есть еще ряд управляющих компаний, которые открыто заявляют, что государство отняло у них доход. Такая позиция создает препятствия в собираемости платежей. Выставляя их отдельной платежкой, мы никогда в жизни не достигнем такого же уровня собираемости, как единым платежным документом. Даже из-за обычной несобранности потребителей. Отдельная платежка зачастую будет уходить в мусорное ведро с макулатурой.
– Известная поп-певица Лолита Милявская на своей странице в соцсети заявила об отказе платить за капремонт, поскольку ранее она вложила значительные средства в ремонт многоквартирного дома, в котором живет. Такие заявления звучат периодически. Прокомментируйте, пожалуйста.
– Законодатель дал возможность зачета в пользу будущих платежей ранее выполненных работ за счет средств собственников. Но если Лолита, как она говорит, или кто-нибудь другой сделал ремонт общедомового имущества, не оформляя никаких договоров с подрядчиками и без волеизъявления собственников многоквартирного дома, то зачесть эти работы в счет платежей за капремонт не получится. Необходимый пакет документов должен быть представлен региональному оператору, после чего его специалисты выезжают на объект удостовериться в факте выполненных работ и проверить их качество и соответствие строительным нормам. Но ведь даже если кто-то, скажем, 2 года назад отремонтировал за свой счет кровлю, то это не значит, что через 10 лет ее не надо ремонтировать снова. Люди должны осознать, что они могут рассчитывать только на те деньги, которые они накапливают.
– Давайте собственно о капитальном ремонте поговорим. Не за горами уже июль. Где капитальный ремонт? Разве до осенней хляби вы успеете выполнить краткосрочную программу?
– Конечно же, успеем. Несомненно, те дома, которые вошли в краткосрочный план на 2014-2015 год (это порядка 200 объектов), будут отремонтированы до конца этого года. И средства на капитальный ремонт этих домов уже сформированы на счетах регионального оператора. Я напомню о том, что в данном случае я могу говорить только про те дома, которые делают накопления на счетах регионального оператора. 39 многоквартирных домов из краткосрочной программы (все они находятся в Нижнем Новгороде) накапливают средства на спецсчетах ТСЖ, и капитальный ремонт проводят в этом году своими силами. 200 домов – это уточненный перечень после нашего масштабного обследования (мы фактически осмотрели все многоквартирные дома). Было сделано большое количество замечаний, в том числе по поводу необходимости выполнения ремонта. Небольшая корректировка программы произошла, и до 1 июля мы завершаем стадию разработки проектно-сметной документации капитального ремонта 200 многоквартирных домов. С 1 июля мы приступаем к капитальному ремонту.
– А конкурсы?
– Конкурсы мы уже начали проводить, 2 дома находятся в ремонте. Причем, на одном доме срок выполнения ремонта меньше одного месяца. К началу июля будет размещена информация о нескольких десятках конкурсов. С августа капитальный ремонт тех 200 многоквартирных домов, о которых сказано выше, начнется массово.
– Мне представляется, что здесь требуется важное уточнение. Ведь никто не собирается делать капитальный ремонт домов. Есть планы сделать некоторые работы, относящиеся к капитальному ремонту. Кто-то получит ремонт кровли, или ремонт фасада, или ремонт системы холодного водоснабжения. И так далее. Износ домов не на много будет скорректирован.
– Конечно. Но если подходить к этому вопросу с критикой, то надо сказать, что эти дома, которые будут отремонтированы, еще ничего и не накопили. Ни на крышу, ни на трубы. Это особенно актуально для тех домов, которые выбрали как способ накопления спецсчета. Хотя отмечу, что в первые годы реализации программы капремонт домов будет проходить сразу по трем-пяти элементам дома.
– Но некоторые платили всю жизнь, десятилетиями не видя капитального ремонта.
– Все, за что люди платили – по рублю, по 2 рубля с квадратного метра, –домоуправляющие компании либо уже сделали и отчитались перед людьми, либо эти обязательства за ними еще остались. Но в большинстве случаев, если судить по открытой информации, ДУКи использовали те средства, которые были накоплены жителями ранее.
– Я имею в виду и советский период. Люди платили за ЖКУ и оставались без ремонта.
– Люди платили, например, за теплоснабжение. Понятно, почему при этом они не имели ремонта крыши. Потому что за крышу они никогда не платили. Гражданский кодекс и Жилищный кодекс, которые вступили в силу в 90 годы, закрепили ответственность за содержание, текущий ремонт и капитальный ремонт дома за собственниками жилья. При этом законодатель четко определил, что собственники обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт жилого помещения и эксплуатацию здания в размере, который соответствует договору управления, принятому на общем собрании. А если она не принята, тогда в размере, рекомендованном на муниципальном уровне. В среднем 22 рубля с квадратного метра. Дом содержится на эти средства. А на капитальный ремонт с 90 годов фактически никто не накапливал либо накапливали какую-то минимальную сумму. Люди с советских времен не видели капитальный ремонт, потому что они сами не накапливали на капитальный ремонт, а государство не финансировало работы по капитальному ремонту общедомового имущества, принадлежащего частным лицам. За исключением превосходной практики 185 федерального закона, работающего с 2007 года.
Показатели колоссальные: практически 10% жилого фонда было отремонтировано на 90-95% за счет субсидий из федерального бюджета. Это единственный случай за советский и постсоветский период, когда капитальный ремонт массово проводился. В этих 10% домов активность граждан как раз выше среднего, потому что надо было принимать решение на общих собраниях. 90% домов остались не отремонтированными, и средства на капремонт большинства из них сегодня оказались в управлении регионального оператора. Их капитальный ремонт будет осуществляться ровно на те средства, которые будут накоплены за счет жильцов, а также за счет тех средств, которые региональный оператор получит в виде субсидий из федерального и областного бюджетов. Напомню, на капитальный ремонт 200 домов мы уже получили средства государственной поддержки в размере 329 миллионов рублей. На 2015 с переходом на 2016 год заявка в Фонд реформирования ЖКХ сейчас формируется региональными властями. Эти расходы должны покрывать взносы собственников жилья в размере 6 рублей 30 копеек за квадратный метр. Поэтому ремонт домов – понятно, что не всегда комплексный, – будет проведен ровно на те средства, которые будут накоплены в фонде, и с учетом тех накоплений, которые были сделаны на конкретный дом собственниками помещений в нем. Система в фонде взаимозачетная: деньги расходуются на возвратной основе. При этом дома, которые выбрали спецсчета, в ближайшие 5 лет будут только копить, потому что сумма на их счетах близка к нулю.
– Как вы собираетесь исполнить программу при столь существенном удорожании материалов и услуг на этом рынке?
– Мы сегодня оперируем проектно-сметной документацией, которая выполнена в ценах II квартала 2015 года. Да, планирование программы осуществлялось в прошлом году, и сегодня при разработке проектно-сметной документации мы столкнулись с тем, что в большей части у нас получилось увеличение стоимости относительно первоначальных планов. На сегодняшний день мы актуализируем краткосрочный план. Капитальный ремонт объектов мы все равно сделаем. Просто структура источников финансирования изменится. Возможно, работы на некоторых объектах будут отнесены на более поздний период. Если в каком-то муниципалитете было запланировано отремонтировать в этом году 100 домов, на этапе разработки проектно-сметной документации удорожание получилось на 10%, то, если простыми словами, 10% работ будут перенесены на следующий год. Потому что региональный оператор не ремонтирует дома при отсутствии финансирования. Все средства, которые аккумулируются на наших счетах, направляются только на капитальный ремонт многоквартирных домов в полном объеме. На иные цели расходовать эти средства запрещено Законом.
Следует отметить, что региональная программа капремонта – это живой организм. Если в муниципалитете в каких-то многоквартирных домах люди по каким-то причинам не платят за капремонт или собираемость платежей низкая, то там будет отставание программы, и не из-за индекса потребительских цен. |