Долгое время
ответственность за состояние многоквартирных домов несло государство – оно было
собственником. Темпы проводимого капремонта были невысоки, накопился
значительный «недоремонт» жилищного фонда. Со временем ситуация изменилась -
собственниками квартир становились граждане. Но вместе с правами они приобрели
и обязанности по содержанию и своих квартир и общего имущества дома, а это
целый комплекс мероприятий, который включает в себя не только текущую
эксплуатацию, но и ремонт, в том числе и капитальный. Решение о проведении
работ принималось на добровольной основе, величина размера платы за капремонт
была невелика. Это не позволяло полноценно восстанавливать эксплуатационные
характеристики многоэтажек. Стало очевидно, что при сохранении существующих
объемов капремонта большая часть жилищного фонда придет в состояние,
непригодное для проживания.
Поэтому в законодательство были внесены
изменения, направленные на создание устойчивого механизма финансирования
расходов, связанных с проведением капремонта МКД - на
собственников была возложена обязанность по оплате ежемесячных взносов
на капремонт, из которых каждая многоэтажка формирует свой фонд капремонта, а
на органы госвласти региона — обязанность по организации обеспечения
своевременного проведения работ. Безусловно,
увеличение финансовой нагрузки вызвало обеспокоенность граждан. Но, с другой
стороны, необходимо осознавать, что эти меры направлены на обеспечение
сохранности жилищного фонда, создание благоприятных и безопасных условий
проживания граждан.
Основные функции, определяющие работоспособность данной системы, взял на
себя региональный оператор. Правительством Нижегородской области эти функции
поручены Нижегородскому фонду ремонта многоквартирных домов. Финансовая
устойчивость регоператора защищена областным бюджетом. Региональное Правительство
несет субсидиарную ответственность за ненадлежащее исполнение Фондом
обязательств перед собственниками помещений и является гарантом сохранности
средств.
Средства жителей
могут использоваться только для финансирования расходов на капремонт – иное
запрещено законом. Меры господдержки сохранены. У жителей есть право выбора – они
могут делать накопления на специальном счете своего МКД или накапливать деньги
на отдельных счетах регионального оператора. Но необходимо помнить, что обязанность
по уплате взносов наступила у каждого собственника без исключения.
В Нижегородской области сформирована 30‑летняя
региональная программа капремонта. Она представляет собой адресный перечень всех
МКД региона – около 25 тысяч, перечень работ по капремонту каждого и сроки их
выполнения. Программа – живой организм и ежегодно она будет актуализироваться
муниципалитетами. Исполнение программы - задача регоператора. На него возложен
весь комплекс функций по организации капремонта: сбор и учет поступающих
средств, финансирование работ, разработка проектной документации, отбор
подрядных организаций, контроль за выполнением работ и их приемка. Деятельность
и использование средств Нижегородского фонда ремонта МКД контролируют надзорные
органы всех уровней.
Регоператор выступает
гарантом качества выполненных работ и будет предъявлять к подрядчикам
соответствующие требования.
В текущем году в регионе начнется
ремонт более 900 МКД - как находящихся у регоператора, так и накапливающих
средства на спецсчетах. Это только первый шаг, и я уверен, что он будет
успешным. Для каждого из нас важно не только иметь свой дом, но и сохранить его
для детей и внуков.